Послание - Идеология
эксперты
ИДЕЯ ПРОЕКТА
ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА
КОММЕНТАРИИ К ПОСЛАНИЮ
ПАРТИИ ГД РФ
ПАРТИИ
ЭКСПЕРТЫ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПОСЛАНИЕ 2006
ПАРТИИ ГД РФ
ПАРТИИ
ЭКСПЕРТЫ

СРАВНЕНИЕ
ФОРУМ
ССЫЛКИ


В рамках данного проекта мы ставим своей целью сравнить предложения различных партий и граждан с посланием Президента Федеральному Собранию РФ...

ИДЕЯ ПРОЕКТА


Александр Головков

www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=73&tek=3359&issue=100

КОММЕНТАРИИ

Кремлевский пряник

Послание-2005: новый этап или старый маневр?

Президент недоволен

Путин, очевидно, недоволен – и тем, как страна управляется, и теми, кто страной управляет. По ходу выступления он не раз критиковал правительство. Нарисовал яркий образ замкнутой касты чиновников, рассматривающих свою службу как род бизнеса. Заявил, что «в наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии».

Как положено, президент сказал о том, что необходимо повысить качество государственного управления. Далее, по логике прежних посланий, следовало ожидать постановки очередных задач административной реформы. Но ничего подобного Путин не произнес. Вместо этого он заявил о том, что «если государство поддастся соблазну простых решений, то верх возьмет бюрократическая реакция».

Этой угрозе президент противопоставил тему развития демократии, представив несколько бесспорных тезисов: о развитии демократического государства и партийно-политической системы, о приоритете закона, о правах личности и т.п.

Экономическая проблематика, занявшая значительную часть президентского Послания, освещалась в сугубо либеральной тональности. Главная идея – необходимо улучшать условия для предпринимательской деятельности. Фискальные органы не должны проходить мимо нарушений закона, но не должны и терроризировать предпринимателей. Надо стимулировать иностранных инвесторов, а для этого требуются прозрачные и понятные правила игры. В то же время некоторые стратегически значимые сегменты экономики должны оставаться в руках национального (в том числе государственного) капитала. Но список соответствующих объектов должен быть четко определен и ограничен.

Неожиданно ярким в президентском Послании оказался раздел, отображающий проблемы нравственности, применительно к социальным проблемам общества. Не тратя времени на обличение нравов новорусской элиты, глава государства лишь упомянул о нравственных традициях дореволюционного и советского периодов, а затем отметил, что общество в целом не доверяет нынешнему состоятельному классу (надо полагать, не без причин).

О проблемах внешней политики Путин на сей раз говорил лишь в самом общем виде, обозначив ее приоритеты по минимуму: обеспечение безопасности России и создание благоприятных условий для ее внутреннего развития. Кроме того, президент напомнил о цивилизаторской роли России, о том, что мы заинтересованы в благополучии наших соседей, о необходимости защищать интересы соотечественников, проживающих за рубежом. В целом же наше место в мире будет определяться тем, насколько сильными и успешными мы будем.

Демократическое лекарство

Недуги политической системы президент предлагает лечить, стимулируя активность граждан, расширяя права политических партий и обеспечивая гарантии свободы слова для СМИ. Каждая парламентская фракция «должна иметь возможность в равной мере высказывать свою позицию по ключевым вопросам развития страны, предлагать своих представителей в руководство комитетов и комиссий, добиваться включения в повестку дня интересующих ее проблем». Политическим партиям, победившим на выборах в местные парламенты, будет дана возможность увидеть своих кандидатов на должности региональных руководителей. Наконец, все парламентские фракции должны получить доступ к СМИ (включая электронные). А телевидение при этом должно стать «максимально объективным, свободным от влияния каких-либо отдельных групп и отражать весь спектр общественно-политических сил в стране». Следить же за соблюдением этого правила, по предложению президента, будет особая комиссия при Общественной палате «из числа уважаемых профессиональным сообществом людей».

Внедрение этих предложений в политическую практику сильнее всего ударит по интересам «Единой России», которая создавалась как партийно-политическая опора Кремля, а стала для него тяжким бременем. По-видимому, в следующем электоральном сезоне будет строиться новое, многопартийное парламентское большинство. На смену «медвежьей» монополии грядет олигопольно организованный рынок парламентских услуг. Общественная палата, получающая статус реального игрока на арене публичной политики, может в дальнейшем использоваться как формально независимый, но вполне управляемый арбитражный орган, способный микшировать неизбежные конфликты интересов в партийно-парламентском террариуме. Да и значение самого парламента, практически обнуленное деятельностью нынешнего «конституционного большинства», может возрасти.

В экономической сфере у президента также имеется ряд конкретных идей. Он еще раз озвучил высказанную ранее идею сокращения срока расследований по имущественным сделкам, включая приватизационные, до трех лет. Такие предложения по поправкам в законодательство, по словам Путина, уже внесены им в правительство для формального согласования, но «пока – ни ответа, ни привета, а поправить-то нужно только одно слово в одной статье». Кроме того, глава государства предложил стимулировать вложения граждан в экономику (путем фактической амнистии капиталов сомнительного происхождения) и отменить налог на наследство. А еще он потребовал поднять зарплаты бюджетников в 1,5 раза за ближайшие три года.

Понятно, что от президентских щедрот в данном случае больше всего выиграют богатые и очень богатые. Кое-что перепадет и формирующемуся среднему классу. А бюджетники и через три года останутся одной из самых обездоленных категорий российских граждан...


© ФОНД «ИДЕОЛОГИЯ»: ПРОЕКТЫ