Послание - Идеология
эксперты
ИДЕЯ ПРОЕКТА
ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА
КОММЕНТАРИИ К ПОСЛАНИЮ
ПАРТИИ ГД РФ
ПАРТИИ
ЭКСПЕРТЫ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПОСЛАНИЕ 2006
ПАРТИИ ГД РФ
ПАРТИИ
ЭКСПЕРТЫ

СРАВНЕНИЕ
ФОРУМ
ССЫЛКИ


В рамках данного проекта мы ставим своей целью сравнить предложения различных партий и граждан с посланием Президента Федеральному Собранию РФ...

ИДЕЯ ПРОЕКТА


Игорь БУНИН

www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=36&tek=3356&issue=100

КОММЕНТАРИИ

Владимир Путин заявил в Послании: «В наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии». А есть ли в стране другая бюрократия?

Когда президент говорил о том, что чиновничество во всем виновато, он не подкреплял свои слова каким-то механизмом, который бы позволил контролировать чиновничество. Пока есть некий общий лозунг: давайте бороться с бюрократией, она во всем виновата. Если в отношениях с предпринимателями он предложил некий механизм, как улучшить взаимодействие и добиться компромисса, то здесь никакого механизма не предложено. А механизм может быть только один – проведение реформ гражданской и военной службы, но пока это проекты и планы на 10 лет. Поэтому найден козел отпущения – бюрократия, которая якобы ответственна за все, а механизм контроля за этой бюрократией не найден. Коррупция в постсоветском обществе – это система неформальных отношений между обществом и бюрократией, между государством и предпринимателями, это реально встроенный в систему элемент. Система перешла из советского общества в российское, но в последнем она выполняет совсем другую функцию: она снимает запреты, смягчая жесткость государственной машины (достаточно вспомнить традиционный пример неформального разрешения конфликта с автоинспектором). Коррупция является структурным элементом взаимоотношений между обществом и государством, и я не очень понимаю, как это можно уничтожить. В этом смысле некоррумпированной бюрократии у нас нет. Чем больше демократичности в обществе, тем легче с этим злом бороться, но для этого надо отказаться от курса, который пройден за последние четыре года, и, по-видимому, создавать новую систему управления.

Валерий ДРАГАНОВ, председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму:

В России некоррумпированной бюрократии почти нет, при этом бюрократы считают, что для России это благо и счастье, в то время как для народа – это гнет, а для бизнеса – риски. Наконец-то президент назвал все своими именами. Очевидно, что государственная, муниципальная и другая служба для многих – часть бизнеса, конкурировать в этих условиях невозможно, поскольку сумма прибыли иногда меньше, чем сумма взятки.

Я думаю, что в словах президента содержится не столько символики, сколько реальной озабоченности. Между строк Послания просматривается некий намек в адрес правоохранительных органов на то, что они должны уйти из экономики и появляться там постольку, поскольку нарушается или не нарушается закон. Что касается закона о лоббизме, то он весьма актуален, но сейчас вряд ли сыграл бы сколько-нибудь существенную роль, потому что правил игры, веками внедрявшихся в так называемых западных демократиях, у нас, к сожалению, нет.

Президент признал необходимость наделения парламента функцией парламентского расследования, а это один из компонентов в создании эффективной бюрократии, которой нам не хватает. Раз мы создаем Общественную палату, раз мы призываем к открытости рынка и демократическим свободам, парламентское расследование должно стать со временем (конечно, не со следующего четверга) важным инструментом влияния не только на исполнительную власть, но и, если хотите, на качество взаимоотношений между властями.

Георгий САТАРОВ, президент фонда «ИНДЕМ»:

Абсолютно однородных социальных групп не бывает, и чиновники тоже неоднородны. Среди них есть честные профессиональные люди – я это наблюдаю в разных органах власти, некоторые из них являются экспертами нашего центра и участвуют в нашем проекте, поэтому говорить о том, что коррумпирована вся бюрократия, – это абсолютно неправильно. Очевидно, что проблема перезрела. Сделанный президентом диагноз запоздал и, в общем, никак не корреспондируется с его собственными действиями, но он прав в том, что масштаб коррупции фантастический. Но мы вправе спросить, что делали целый год созданный им Совет по противодействию коррупции и при нем якобы созданные комиссии. Самая крупная акция, которую они провели, – это назначение экс-премьера Михаила Касьянова председателем этого совета. А что сделано с коррумпированностью в МВД в связи с происшедшими терактами? Ничего абсолютно.

Почему? Вопрос деликатный, я думаю, этот режим органически неспособен на какие-то смелые действия. Конечно, можно принять какие-нибудь хорошие законы, но у нас и сейчас достаточно хороших законов – они просто не исполняются. Например, у нас есть закон, который запрещает чиновникам заниматься бизнесом, но закон не исполняется. Мы прекрасно знаем о министрах, депутатах, которые занимаются бизнесом, и это считается в порядке вещей. Для того чтобы серьезно заниматься коррупцией, имеющейся законодательной базы вполне достаточно. Дело не в этом. Не стоит серьезно относиться к этой PR-акции под названием «Послание».


© ФОНД «ИДЕОЛОГИЯ»: ПРОЕКТЫ