Послание - Идеология
эксперты
ИДЕЯ ПРОЕКТА
ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА
КОММЕНТАРИИ К ПОСЛАНИЮ
ПАРТИИ ГД РФ
ПАРТИИ
ЭКСПЕРТЫ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПОСЛАНИЕ 2006
ПАРТИИ ГД РФ
ПАРТИИ
ЭКСПЕРТЫ

СРАВНЕНИЕ
ФОРУМ
ССЫЛКИ


В рамках данного проекта мы ставим своей целью сравнить предложения различных партий и граждан с посланием Президента Федеральному Собранию РФ...

ИДЕЯ ПРОЕКТА


Вадим Соловьев, Игорь Плугатарев

nvo.ng.ru/wars/2005-04-29/1_army.html

КОММЕНТАРИИ

НА АРМИЮ МАХНУЛИ РУКОЙ

Ежегодное Послание президента впервые обошло молчанием оборонные проблемы страны

Чувство, близкое к разочарованию, испытали армейские и флотские командиры и начальники, когда вместе с личным составом закончили просмотр по телевидению выступления главы государства с ежегодным Посланием. О Вооруженных силах ни слова, ни полслова! Это так было не похоже на пять предыдущих Посланий, в которых армейские проблемы ставились остро.

В последнем, шестом, Послании слово "военнослужащие" мелькнуло лишь раз при перечислении списка наиболее малоимущих категорий российских тружеников - учителей, врачей, работников культуры и науки. Было сказано, что эти категории "должны наконец почувствовать преимущества от роста экономики в стране".

Экспресс-опрос, проведенный среди экспертов "НВО", показал, что "армейское умолчание" свидетельствует - дела в Вооруженных силах обстоят настолько удручающе, что говорить о каких-либо позитивных моментах значило бы прибегать к "сладкой лжи", что для Путина неприемлемо в принципе. Реформы, которые планировались в начале 2000-х годов, топчутся на месте.

Отсутствие армейских проблем в последнем Послании можно истолковать двояко: или поставленные задачи решены и ситуация в Вооруженных силах на ближайшее десятилетие не вызывает беспокойства, как и обороноспособность в целом. Или, наоборот, мало что сделано, а повторять тезисы из прошлых Посланий - лишь компрометировать бравурные доклады министра обороны о завершении военной реформы.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ

В рамках ни шатко ни валко идущей военной реформы главой государства была четко выделена (как "один из безусловных приоритетов") задача "перехода к профессиональной армии при сокращении срока службы по призыву". Глаковерх поручил Министерству обороны провести на базе отдельных воинских соединений эксперимент.

Министерство обороны же поступило с точностью до наоборот. Эксперимент начался. Но не в ряде воинских соединений, как определял Верховный главнокомандующий (и это было весьма логичное решение), а лишь в 76-й дивизии ВДВ, дислоцированной в Пскове. Тем не менее в конце года последовал доклад Минобороны, что эксперимент завершен и его можно внедрять повсеместно. Военному руководству удалось замаскировать тот факт, что штатных контрактников для службы в Воздушно-десантных полках полностью набрать так и не удалось. И тем более не удалось обеспечить им социальные гарантии, главной из которых является жилье.

В следующем президентском Послании-2003 Путин ставит Минобороны уже весьма конкретные задачи по переводу армии на контракт. Обозначает завершающие сроки этого перевода. В 2007 году должна быть закончена работа по формированию частей постоянной готовности на профессиональной основе в Сухопутных, Воздушно-десантных войсках и в морской пехоте. И тогда с 2008 г. продолжительность службы по призыву должна сократиться до одного года.

После этого в течение года Министерство обороны проводило мощную пиар-акцию, чтобы убедить потенциальных контрактников в великих благах службы на добровольной основе. Будущих добровольцев заманивали в горячие точки зарплатой "от 4 до 6 тысяч рублей". Но за такую сумму крайне мало кто хотел идти служить и в "мирные" части. На фоне этого из округов и флотов стала массово поступать информация, что комплектование частей военнослужащими по контракту идет с серьезными трудностями. Дошло до того, что даже подразделения российской 201-й мотострелковой дивизии в Таджикистане, которые уже в течение 10 лет формировались исключительно за счет контрактников, начали доукомплектовываться военнослужащими срочной службы.

Одновременно общество начали сотрясать скандалы, связанные с намерением Минобороны кардинально урезать возможность отсрочек от службы, ставить "под ружье" чуть ли не всех юношей призывного возраста. Наконец, министр обороны потребовал "забрить" всех студентов. Вместо реформы комплектования получилось массовое покушение на свободы граждан. Ясно, что данная программа к 2007 году выполненной быть не может.

ВООРУЖЕНИЕ

В Послании 2004 года президент сделал акцент на модернизации армии, "включая оснащение стратегических ядерных сил самыми современными системами стратегических вооружений".

И весь годовой "отчетный период" Министерство обороны занималось "стратегическим пиаром". Раздавались заявления о некоем грозном, не имеющем аналогов в мире оружии, которое "вот-вот" поступит на вооружение Российской армии. Это "вот-вот" не случилось до сих пор (специалисты утверждают, что оно произойдет не ранее 2010 года). Что же касается переоснащения частей современной техникой и вооружением, то она поступает в войска лишь в единичных экземплярах. В то время как Россия десятками и сотнями продает свои новейшие разработки за рубеж, в частности в Индию, Китай, Малайзию. Только этим и удерживает на плаву оборонно-промышленный комплекс.

ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ

Во всех президентских посланиях начиная с 2002 года так или иначе говорилось о реформе социальных гарантий военнослужащим. Во что это вылилось, уже известно. Начиная с того же 2002-го у людей в погонах были отобраны практически все льготы, гарантированные им выхолощенным к настоящему времени законом о статусе военнослужащих.

Прямая вина в этом нынешнего министра обороны, как убеждены эксперты, более чем очевидна. "Социальный статус" военнослужащих Иванов поднял лишь в "Заарбатском военном округе", увеличив здесь офицерам и генералам денежное довольствие в разы, а то и в десятки раз по сравнению с окопными офицерами. В результате престиж и привлекательность военной службы, на что также надеялся президент, были низведены министром обороны почти до нуля.

В Послании-2004 впервые был поднят тезис о гражданском контроле над силовыми структурами. За год дело не продвинулось ни на йоту. Более того, лично Сергей Иванов возглавил откровенную кампанию травли организаций, которые олицетворяют робкие ростки гражданского контроля. Такая участь, в частности, постигла комитеты солдатских матерей. Военные профсоюзы также впали в немилость, особенно когда развернули борьбу за социальные права военных зимой-весной этого года.

Возможно, в тексте Послания какие-то слова о Вооруженных силах поначалу и были. Но что толку ставить новые задачи, когда не выполнены прежние?..


© ФОНД «ИДЕОЛОГИЯ»: ПРОЕКТЫ